[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Aleks  
Американцы читают всё меньше
(дождь)Дата: Понедельник, 16/Авг/2010, 17.21.30 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 236
Награды: 1
Репутация: 133
Статус: Offline
Популярность книг в США снижается. Замена книг иными развлечениями и средствами массовой информации негативно сказывается на американском обществе.

Несмотря на то, что численность читающей публики остается почти неизменной: в 1982 году - 96 млн., в 1992 - 100 млн., в 2002 - 96 млн., доля любителей книги, в общей численности населения США, неуклонно снижается. В 1982 году 56.9% американцев читали литературные произведения, в 1992 - 54%. В 2002 году менее половины американцев брали в руки книгу (46.7%).

В 2002 году Бюро Переписи Населения\USCensus Bureau провело исследование различных сторон социальной и культурной активности взрослого населения США: как американцы посещают различного рода культурные мероприятия, музеи, участвуют в благотворительных акциях и т.д. Было опрошено более 17 тыс. американцев - это один из крупнейших социологических опросов, проведенных на подобную тему когда либо. Отчет о результатах той части исследования, которая была посвящена интересу американцев к чтению книг, получил симптоматичное название: "Чтение в Опасности"\Reading at Risk.

Сегодня жители США в возрасте 18-24 лет читают печатную литературу меньше, чем люди других возрастных групп, исключая лишь самых пожилых, тех кому 75 лет и больше. Лишь 42.8% самых молодых и 36.7% самых пожилых людей “дружат с книгой”. В других возрастных категориях доля “читателей” не снижается ниже отметки 45%: наивысший процент любителей книги среди 45-54-летних (51.6%) и среди 55-64-летних (48.9%). Молодые люди студенческого возраста 20 лет назад были чуть ли не самой читающей частью нации - 59.8% из них читали книги. В те времена лишь 25-34-летние американцы читали более активно - 62.1%. За два десятилетия - с 1982 по 2002 год - именно среди американцев этих возрастов доля “читателей” снизилась наиболее заметно: в категории 18-24 года снижение составило 28%, в категории 25-34 года - 23%. Для сравнения, среднее для всех возрастных групп снижение доли “читателей” было 18%. Причем, исследователи отмечают, что темпы этого процесса усилились в последнем десятилетии.

Причины этих процессов в основном объясняются бурным развитием электронных средств массовой информации и развлечений и Интернета, которые отнимают у американцев все большее и больше свободного времени. Исследования 1999 года показывают, что средний американский ребенок жил в доме, где его окружали в среднем 2.9 телевизора, 1.8 видеомагнитофона, 3.1 радиоприемника, 2.1 проигрывателя аудио компакт-дисков, 1.4 видеоигры и 1 компьютер. Уже пять лет назад у книги было мало шансов выиграть конкуренцию с достижениями технического прогресса. По данным фирмы Harris Interactive за 2003 год, американские подростки и молодые люди в возрасте 13-24 лет проводили в Инетрнете 16.7 часов в неделю. На просмотр телепередач они тратили 13.6 часов, на прослушивание радио - 12, на разговоры по телефону - 7.7, на чтение книг и журналов - всего 6 часов в неделю.

В 1990 году на покупку книг уходило 5.7% части бюджета семьи, тратившейся на досуг. В то время как на аудио и видео-плейеры, компьютеры и компьютерные программы, вместе взятые, тратилось 6%. В 2002 году расклад был другой: электроника отнимала 24% семейных денег, выделенных на развлечения, а на книгу тратилось 5.6%. По данным организации Исследовательская Группа Книжной Индустрии\Book Industry Study Group, в 2003 году американцы приобрели, в общей сложности, 2 млрд. 220 млн. книг - на 23 млн. меньше, чем в 2002 году.

У нечитающей части населения есть свои предпочтения и время на них - она тратит на телевизор больше времени, чем читающая публика. Также отмечена связь между образованием и привычкой и желанием читать: в категории американцев с более высоким уровнем образования, выше доля людей, читающих литературу. Так в 1982 году в группе людей с законченным высшим образованием “читателей” было 82.1%, а среди людей с начальным средним - лишь 21.2%. Однако темпы снижения интереса к книге у малообразованной группы американцев за 20 лет оказались менее заметными, чему у высокообразованных: 7.2% против 15.4%. В 2002 году читательский расклад среди категорий американцев с различным уровнем образования был следующим: начальное среднее образование - 14%, незаконченное среднее – 23.3%, законченное среднее - 37.7%, незаконченное высшее - 52.9%, законченное высшее - 66.7%.

Существенно различное отношение к чтению у женского и мужского населения страны: в 2002 году литературу читали 55.1% женщин и лишь 37.6% мужчин. Среди белых американцев “читатели” составляли 51.4%, среди афро-американцев - 37.1% и среди выходцев из Латинской Америки - 26.5%.

Любители книг являются лучшими гражданами, чем те, кто книг не читает. В 2002 году 43% от общего числа взрослых американцев, регулярно читавших книгу, участвовали в различных общественных благотворительных акциях в качестве добровольцев. Среди американцев, не любивших читать, подобным занимались лишь 17%. “Читатели” более активно, чем “нечитатели” посещали музеи - 44% против 12%, театры и концертные залы - 49% против 17%, и спортивные мероприятия - 45% против 27%. Таким образом, процесс исхода книги из американского общества не лучшим образом отразится на гражданской и культурной активности населения.

P.S. Статья не новая..., но всё же... хыыы не только они

На прошедшем на днях в Москве "круглом столе" "Россия без книг: вызовы ХХI века", организованном Российским книжным союзом, ведущие производители и распространители книжной продукции, писатели и чиновники, педагоги и экономисты обсуждали причины падения уровня грамотности и интереса к чтению среди россиян. В центре внимания участников были информационная структура книжного рынка, проблемы библиотек, необходимость пропаганды чтения, социальные риски и их последствия для страны.

Давно прошли времена, когда дети, прячась от родителей, читали под одеялом с фонариком, когда книга была лучшим подарком на день рождения, а подписка на собрание сочинений любимого автора была мечтой любого образованного человека. Теперь по ночам принято сидеть в Интернете или "отрываться" на дискотеках. Читать среди молодых людей стало немодно, непрестижно, а поход в библиотеку вызывает у сверстников в лучшем случае "немой вопрос в глазах". В результате, книга в образовательном процессе уходит на второй и даже третий планы, а грамотность падает.

Кто виноват в сложившейся ситуации и что делать - извечные вопросы русского интеллигента задавали себе организаторы и участники "круглого стола" "Россия без книг: вызовы XXI века". Пожалуй, первым своеобразным ответом на эти два вопроса стал рассказ директора "продвинутого" московского лицея N 1553 Ольги Калачихиной о том, как 15 лет назад в это элитное учебное заведение попросту не принимали детей, которые "читали только Джека Лондона и Экзюпери". Такие литературные предпочтения считались недостойным "высокого звания лицеиста".

Спустя полтора десятка лет учителя того же лицея "приходят в экстаз, когда слышат от ученика 8-го класса фамилии этих писателей, а если ребенок читал или просто знает о Тургеневе или Чехове, то его принимают просто с распростертыми объятиями". Многие педагоги в своей практике неоднократно сталкивались с тем, что, "ребенок не умеет дешифровать печатный текст, то есть не понимает написанного в книге". Они видят причины этого как "в недоработке начальной школы, так и в мотивации родителей, которые отправляют ребенка читать, чтобы не путался под ногами. В результате - чтение не воспринимается как приятный и познавательный досуг, и все большее количество подростков отдают предпочтение аудиовизуальному времяпрепровождению".

Наглядным дополнением стали обнародованные на "круглом столе" результаты социологического исследования, проведенного специалистами центра Юрия Левады. По их данным, "в последние несколько лет в России наблюдается устойчивая тенденция к снижению доли постоянно читающей публики и, соответственно к росту численности тех, кто не читает никогда".

В процентном соотношении последняя группа составляет 37%, от случая к случаю читают 40% населения и активно читают всего 23%. В последнюю группу, как нетрудно догадаться, входят интеллигенты от 30-ти до 49 лет. Группу "совершенно не читающих" в большинстве своем составляют мужчины старше 50 лет с образованием ниже среднего, проживающие в селах и небольших городках.

Аналитики "Левада-центра" пришли к выводу, что больше всех читают женщины, причем самым популярным жанром является женский детектив. Практически такая же картина наблюдается во многих европейских странах. Например, в Италии и Франции, по данным социологических опросов, также прослеживается тенденция феминизации читательской аудитории. Если говорить вообще о читательских предпочтениях, то повышенным спросом пользуется опять-таки женская проза (не путать с женским "любовным" романом, популярным транспортным чтивом 5-7 лет назад), боевики и фэнтези.

Русскую классику читают всего 9%, зарубежную классику - 8%, а традиционную научно-популярную фантастику, как ни странно, и вовсе 6%. Что касается нехудожественной литературы, то на первом месте стоят книги о здоровье, на втором - издания по кулинарии, на третьем - книги по специальности. Вывод напрашивается сам собой - население переходит к другой досуговой деятельности, отдавая предпочтение фильмам, музыке и Интернету.

По мнению большинства участников "круглого стола", "при общеевропейской тенденции феминизации читательской аудитории и одновременном ее старении ситуация в России несколько хуже. Особенно в плане читательского предпочтения". Как отметил вице-президент российский библиотечной ассоциации Евгений Кузьмин, "в маленьких городках не всегда найдешь настоящий книжный магазин, обычно это лоток с определенным набором книг, так как нормальная книготорговля обрывается в городах с населением 300 тысяч человек".

На этом фоне происходит падение роли государственных библиотек, отсекая от чтения довольно большой сегмент тех, кто хочет читать, но не может себе позволить купить книгу. По официальной статистике, 90% издаваемой литературы не попадает в библиотеки, объем их книжных фондов сократился в два раза, а читатели составляют всего 20% от взрослого населения.

Говоря о причинах "библиотечного кризиса", эксперт фонда "Пушкинская библиотека" Валерия Стельмах подчеркнула, что "библиотеки всегда были пасынками культуры, а сегодня превратились в закупоренные каналы книжного рынка. Государство из этой сферы ушло, а бизнес не пришел, поэтому "Россия без книг" начинается сразу за пределами Московской кольцевой автодороги. Библиотеки в регионах страдают как от отсутствия книг, так и от возможности участвовать в книжном потоке". Печальной иллюстрацией стали слова Евгения Кузьмина, который не раз сталкивался с желанием местных властей, будь то Тверь или Камчатка, закрыть библиотеки, сэкономив таким образом бюджетные деньги.

С таким экономическим посылом совершенно не согласны книгоиздатели. В частности, генеральный директор издательства "ЭКСМО" Олег Новиков уверен, что "успехи в экономике напрямую связаны с уровнем грамотности, а следовательно, совершенно необходима специальная национальная программа, которая сможет повлиять на рост интеллектуального потенциала страны. Падение интереса к чтению со стороны россиян, в особенности детей и подростков, - это серьезная угроза для духовного и экономического будущего страны".

Вердикт, вынесенный участниками "круглого стола", был неутешительным: в России чтение и грамотность находятся под угрозой, следовательно, возрастает риск появления "человека недумающего и нерефлексирующего". Без увеличения роли государства все эти проблемы не решить. Основываясь на опыте развитых стран, инициаторы "круглого стола" предлагают не медлить с разработкой "Национальной программы развития чтения", включающей в себя обширный комплекс мер, направленных на усиление интереса к чтению (в особенности среди детей и подростков) и развитие необходимой инфраструктуры. Среди наиболее важных задач такой программы - стимулирование и поддержка российских авторов, развитие каналов распространения книг в регионах, поддержка библиотек.



 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: