Размерности Разрешение — количество наносимых точек на линейный дюйм бумаги (если речь идет об изображении, выводимом на печать) либо количеством пикселей на дюйм (если имеется в виду отображение картинки на экране монитора).
Дюйм (inch) — единица измерения расстояния в некоторых европейских не метрических системах мер. Сегодня под дюймом чаще всего понимают английский дюйм, равный 2,54 см.
Пиксель (pixel) — наименьшая единица двухмерного цифрового изображения в растровой графике. Пиксель представляет собой неделимый объект прямоугольной (обычно квадратной) формы, который обладает определённым цветом. Компьютерное растровое изображение состоит из пикселей, расположенных по строкам и столбцам. В фотошопе обозначается как сокращение «px» или «пикс». Для того чтобы увидеть пиксель, достаточно открыть любую фотографию в фотошопе и увеличивать масштаб (ctrl + ‘+’), пока не увидите квадратики — это и будут пиксели.
Пика — единица измерения, равная 4.217 мм.
Цвет
Цветовая модель — это способ описания цвета в программе (например, RGB, CMYK).
Цветовой режим — это способы работы с цветом, которые зависят от выбранной модели.
Цветовая модель CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Black — голубой, пурпурный, желтый, черный) - CMYK используется при печати. В этой модели, цвета определяются на основе содержания в них голубого, пурпурного, желтого и черного цветов, Это четыре основных цвета чернил, используемых в обычных струйных принтерах, цветных лазерных принтерах высокого разрешения, а также печатных станках, применяемых в типографии. В принтерах, поддерживающих шестицветную печать, дополнительно применяются чернила светло-голубого и светло-пурпурного цветов.
Цветовая модель RGB (Red, Green, Blue — красный, зеленый, синий)
Модель RGB используется для отображения цветов на экранах мониторов или телевизоров. В модели RGB каждому из трех основных цветов соответствует значение, лежащее в диапазоне от 0 до 255. Например, для чистого зеленого цвета значения параметров Red и Blue равны 0, а значение параметра Green — 255. Для черного цвета значения всех параметров равны нулю.
Цветовая модель Lab - Цвет в этой модели определяется значением яркости (luminance) и двумя цветовыми значениями — а и b, которые изменяются от зеленого к красному и от синего к желтому соответственно. Модель описывает наиболее широкую цветовую гамму (диапазон цветов). Photoshop использует цветовую модель Lab из-за ее широкой гаммы в процессе преобразовании оттенков изображения из одной цветовой модели в другую.
Цветовая модель HSB (Hue, Saturation, Brightness — оттенок, насыщенность, яркость) - Под параметром Н (Hue) понимается оттенок, который присутствует на так называемом цветовом 1 фуге. Оттенок определяется по своему положению на круге, которое обозначается в градусах (от 0 до 360°). Параметр S (Saturation) называется насыщенностью цвета. Насыщенность определяется как относительная доля чистого цвета минус присутствующая в нем часть серого цвета. Абсолютно чистому цвету соответствует 100%-ная насыщенность. Когда художники говорят о цвете, они, как правило, используют для его описания набор параметров, называемых HSB. Программа Photoshop также умеет работать с этой цветовой моделью. Серому цвету соответствует нулевая насыщенность. Чем насыщеннее цвет, тем ближе к краю цветового круга он находится.
Сепия (лат. sepia, от греч. sepia — каракатица) - Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морского моллюска — каракатицы. Использовалась европейскими художниками с середины 18 века при рисовании пером и кистью. Также сепией называется вид графической техники, использующей оттенки коричневого, получившей распространение в Европе с середины 18 века.
Бит (битность) — единица информации. Когда говорят о цвете, обычно в качестве одного бита выступает 32 цвета.
Способы обработки
Коллаж (от фр.Collage — приклеивание) - (схожие понятия: фотомонтаж, композитное изображение)
Коллаж (в широком смысле) - сочетание двух разнородных материалов и элементов возможно произведений искусства и реальных объектов. Коллаж (в узком смысле) — изображение, созданное по средствам наклеивания на бумажную основу фотографий , тканей, вырезок из прессы и т.д. При употреблении термина «Коллаж» в компьютерной графике и в частности в программе Photoshop, под материалами для композиции подразумевается использование двух или более фотографий.
Ретушь (от фр. Retouche) - Дополнительная обработка или коррекция (внесение изменений) изображения в целях устранения дефектов, изменения его геометрических, градационных, цветовых и частотных характеристик, называется ретушью. Производится при помощи компьютера или вручную.
Словарь будет пополняться по мере поступления информации...
Клипарт
Клипарт – (от англ. ClipArt) — набор графических элементов дизайна для составления целостного графического дизайна. Клип-артом могут быть как отдельные объекты, так и изображения (фотографии) целиком. Клип-арт может быть представлен в любом графическом формате. Для работы в векторном графическом редакторе — векторные, и растровые — для работы в растровом. С помощью клип-артов можно создавать обои для рабочего стола, сайты. Их так же используют при оформлении рекламных афиш и т. п. Коллекция клип-артов — это необходимый инстумент в работе любых веб-мастеров.
Название происходит от технологии подготовки иллюстраций для стенгазет и подобных «самопальных» изданий в докомпьютерную эру — картинки вырезались из журналов и вклеивались в стенгазету. Когда в 1970-е годы появился фотонабор, такую методику изредка применяли и для него.
Первый клипарт для IBM PC вышел в 1983 году. В 1985 на рынок вышли лазерные принтеры и Aldus PageMaker — с этого момента на ПК можно было подготавливать документы печатного качества (а значит, появился спрос на клипарт-библиотеки).
В 1986 году появился Adobe Illustrator, и уже в 1987 компания T/Maker выпустила первую векторную клипарт-библиотеку, которая быстро стала стандартом индустрии. В 1995 году вышла библиотека T/Maker’а из 500 тысяч картинок.
Примерно в то же время в Microsoft Word 6.0 включили 82 картинки в формате WMF. Сегодня в состав Office входят около 140 тысяч клипарт-картинок.
Сейчас клипарт-библиотеки продаются преимущественно через интернет. Обычно картинки имеют лицензию «для некоммерческого пользования». Существует библиотека Open Clip Art Library, все изображения которой переданы в общественное достояние.
Векторная графика
Векторная графика– это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике. Термин используется в противоположность к растровой графике, которая представляет изображения как матрицу пикселей (точек).
Преимущества этого способа описания графики над растровой графикой:
Минимальное количество информации передаётся намного меньшему размеру файла (размер не зависит от величины объекта).
Соответственно, можно бесконечно увеличить, например, дугу окружности, и она останется гладкой. С другой стороны, если кривая представлена в виде ломаной линии, увеличение покажет, что она на самом деле не кривая.
При увеличении или уменьшении объектов толщина линий может быть постоянной.
Параметры объектов хранятся и могут быть изменены. Это означает, что перемещение, масштабирование, вращение, заполнение и т. д. не ухудшат качества рисунка. Более того, обычно указывают размеры в аппаратно-независимых единицах (англ. device-independent unit), которые ведут к наилучшей возможной растеризации на растровых устройствах.У векторной графики есть два фундаментальных недостатка.
Не каждый объект может быть легко изображен в векторном виде. Кроме того, количество памяти и времени на отображение зависит от числа объектов и их сложности.
Перевод векторной графики в растр достаточно прост. Но обратного пути, как правило, нет — трассировка растра обычно не обеспечивает высокого качества векторного рисунка.
Растровая графика
Растровая графика - это файл данных или структура, представляющая собой сетку пикселей или точек цветов (на практике прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах.
Важными характеристиками изображения являются:
количество пикселей. Может указываться отдельно количество пикселей по ширине и высоте (1024*768, 640*480,...) или же, редко, общее количество пикселей (часто измеряется в мегапикселях);
количество используемых цветов (или глубина цвета);
цветовое пространство RGB, CMYK, XYZ, YCbCr и др.
Растровую графику редактируют с помощью растровых графических редакторов. Создается растровая графика фотоаппаратами, сканерами, непосредственно в растровом редакторе, также путем экспорта из векторного редактора или в виде скриншотов.
3D
3D- Трёхмерная графика (3D, 3 Dimensions, русск. 3 измерения) — раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), призванных обеспечить пространственно-временную непрерывность получаемых изображений. Больше всего применяется для создания изображений в архитектурной визуализации, кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке и промышленности.
Трёхмерное изображение отличается от плоского построением геометрической проекции трёхмерной модели сцены на экране компьютера с помощью специализированных программ.
При этом модель может как соответствовать объектам из реального мира (автомобили, здания, ураган, астероид), так и быть полностью абстрактной (проекция четырёхмерного фрактала).
Для получения трёхмерного изображения требуются следующие шаги:
- моделирование — создание математической модели сцены и объектов в ней.
- рендеринг (русск. визуализация) — построение проекции в соответствии с выбранной физической моделью.
PSD
PSD - Photoshop Document (PSD) — растровый формат хранения графической информации, использующий сжатие без потерь, созданный специально для программы Adobe Photoshop и поддерживающий все его возможности
Преимущества формата
- Сохраняет слои и папки слоёв
- Сохраняет прозрачность и полупрозрачность
- Сохраняет векторные графические элементы и стили слоёв программы Photoshop
- Изображение сжимается без потери качества (RLE-сжатие)
Недостатки формата
- Большой объём файла
- Может открываться не всеми программами
Перейти в PSD раздел!
PNG
PNG - (англ. portable network graphics) — растровый формат хранения графической информации, использующий сжатие без потерь. PNG был создан как для улучшения, так и для замены формата GIF графическим форматом, не требующим лицензии для использования.
Обычно файлы формата PNG имеют расширение PNG или png и используют обозначение MIME-типа image/png.
Область применения
Формат PNG спроектирован для замены устаревшего и более простого формата GIF, а также, в некоторой степени, для замены значительно более сложного формата TIFF (см. официальный сайт PNG или хронологическую страницу для дополнительной информации). Формат PNG позиционируется прежде всего для использования в сети Интернет и редактирования графики.
PNG поддерживает три основных типа растровых изображений:
Полутоновое изображение (с глубиной цвета 16 бит)
Цветное индексированное изображение (палитра 8 бит для цвета глубиной 24 бит)
Полноцветное изображение (с глубиной цвета 48 бит)
Формат PNG хранит графическую информацию в сжатом виде. Причём это сжатие производится без потерь, в отличие, например, от JPEG.
Формат PNG обладает более высокой степенью сжатия для файлов с большим количеством цветов, чем GIF, но разница составляет около 5-25 %, что недостаточно для абсолютного преобладания формата, так как небольшие 2-16 цветные файлы формат GIF сжимает с не меньшей эффективностью.
PNG является хорошим форматом для редактирования изображений, даже для хранения промежуточных стадий редактирования, так как восстановление и пересохранение изображения проходят без потерь в качестве. Также, в отличие, например, от TIFF, спецификация PNG не позволяет авторам реализаций выбирать, какие возможности они собираются реализовать. Поэтому любое сохранённое изображение PNG может быть прочитано в любом другом приложении, поддерживающем PNG.
JPEG
JPEG (Joint Photographic Experts Group — объединённая группа экспертов в области фотографии) — является широкоиспользуемым методом сжатия фотоизображений. Формат файла, который содержит сжатые данные обычно также называют именем JPEG; наиболее распространённые расширения для таких файлов .jpeg, .jfif, .jpg, .JPG, или .JPE. Однако из них .jpg самое популярное расширение на всех платформах.
Область применения
Формат является форматом сжатия с потерями, поэтому некорректно считать что JPEG хранит данные как 8 бит на канал (24 бит на пиксель). С другой стороны, так как данные, подвергающиеся компрессии по формату JPEG и декомпрессированые данные обычно представляются в формате 8 бит на канал, иногда используется эта терминология. Поддерживается также сжатие чёрно-белых полутоновых изображений.
При сохранении JPEG-файла можно указать степень качества, а значит и степень сжатия, которую обычно задают в некоторых условных единицах, например, от 1 до 100 или от 1 до 10. Большее число соответствует лучшему качеству, но при этом увеличивается размер файла. Обыкновенно, разница в качестве между 90 и 100 на глаз уже практически не воспринимается. Следует помнить, что побитно восстановленное изображение всегда отличается от оригинала. Распространённым заблуждением является мнение о том, что качество JPEG тождественно доле сохраняемой информации.
Сжатие
При сжатии изображение переводится в цветовую систему YCbCr (YUV). Далее каналы изображения Cb и Cr, отвечающие за цвет, уменьшаются в 2 раза (по линейному масштабу)- формат 2:1:1. Уже на этом этапе необходимо хранить только четверть информации о цвете изображения.
Реже используется уменьшение цветовой информации в 4 раза (4:1:1) или сохранение размеров цветовых каналов как есть (1:1:1). Количество программ, которые поддерживают сохранение в таком виде, относительно невелико.
Далее цветовые каналы изображения, включая черно-белый канал Y, разбиваются на блоки 8 на 8 пикселей. Каждый блок подвергается дискретно-косинусному преобразованию. Полученные коэффициенты подвергаются квантованию и упаковываются с помощью кодов Хаффмана (см. Алгоритм Хаффмана).
Матрица, используемая для квантования коэффициентов, хранится вместе с изображением. Обычно она строится так, что высокочастотные коэффициенты подвергаются более сильному квантованию, чем низкочастотные. Это приводит к огрублению мелких деталей на изображении. Чем выше степень сжатия, тем более сильному квантованию подвергаются все коэффициенты.
Варианты хранения
Progressive JPEG — такой способ записи сжатого изображения в файл, при котором старшие (низкочастотные) коэффициенты находятся в начале файла. Это позволяет получить уменьшенное изображение при загрузке лишь небольшой части файла и повышать детализацию изображения по мере загрузки оставшейся части. Поэтому Progressive JPEG получил широкое распространение в Internet. В целом алгоритм основан на дискретном косинусоидальном преобразовании (ДКП), которое является разновидностью дискретного преобразования Фурье, применяемом к матрице изображения для получения некоторой новой матрицы коэффициентов. Для получения исходного изображения применяется обратное преобразование. ДКП раскладывает изображение по амплитудам некоторых частот. Таким образом, при преобразовании мы получаем матрицу, в которой многие коэффициенты либо близки, либо равны нулю. Кроме того, благодаря несовершенству человеческого зрения, можно аппроксимировать коэффициенты более грубо без заметной потери качества изображения. Для этого используется квантование коэффициентов. В самом простом случае — это арифметический побитовый сдвиг вправо. При этом преобразовании теряется часть информации, но могут достигаться большие коэффициенты сжатия.
Процесс сжатия по схеме JPEG включает ряд этапов:
преобразование изображения в оптимальное цветовое пространство;
субдискретизация компонентов цветности усреднением групп пикселей;
применение дискретных косинусных преобразований для уменьшения избыточности данных изображения;
квантование каждого блока коэффициентов ДКП с применением весовых функций, оптимизированных с учетом визуального восприятия человеком;
кодирование результирующих коэффициентов (данных изображения) с применением алгоритма группового кодирования и алгоритма Хаффмана для удаления избыточности информации.
GIF
GIF (Graphics Interchange Format — формат для обмена изображениями) — формат хранения графических изображений. Формат GIF способен хранить сжатые данные без потери качества в формате до 256 цветов. Независящий от аппаратного обеспечения формат GIF был разработан в 1987 году (GIF87a) фирмой CompuServe для передачи растровых изображений по сетям. В 1989-м формат был модифицирован (GIF89a), были добавлены поддержка прозрачности и анимации. GIF использует LZW-компрессию, что позволяет неплохо сжимать файлы, в которых много однородных заливок (логотипы, надписи, схемы).
Область применения
Изображение в формате GIF хранится построчно, поддерживается только формат с индексированой палитрой цветов. Стандарт разрабатывался для поддержки 256-цветовой палитры.
Недокументированной, но поддерживаемой возможностью является сохранение большего количества цветов с помощью анимированного GIF с нулевой задержкой между кадрами. При этом каждый кадр содержит свою палитру.
Один из цветов в палитре может быть объявлен «прозрачным». В этом случае в программах, которые поддерживают прозрачность GIF (например, большинство современных браузеров) сквозь пиксели, окрашенные «прозрачным» цветом будет виден фон. «Полупрозрачность» пикселей (технология альфа-канала) не поддерживается.
Сжатие
GIF использует формат сжатия LZW. Таким образом, хорошо сжимаются изображения, строки которых имеют повторяющиеся участки. Например, изображения в которых много пикселей одного цвета по горизонтали.
Алгоритм сжатия LZW относится к форматам сжатия без потерь. Это означает, что восстановленные из GIF данные будут в точности соответствовать упакованным. Следует отметить, что это верно только для 8-битных изображений с палитрой, для цветной фотографии потери будут обусловлены переводом её к 256 цветам.
Метод сжатия LZW разработан в 1978 году израильтянами Лемпелом и Зивом и доработан позднее в США. Сжимает данные путём поиска одинаковых последовательностей (они называются фразы) во всем файле. Выявленные последовательности сохраняются в таблице, им присваиваются более короткие маркеры (ключи). Так, если в изображении имеются наборы из розового, оранжевого и зелёного пикселов, повторяющиеся 50 раз, LZW выявляет это, присваивает данному набору отдельное число (например, 7) и затем сохраняет эти данные 50 раз в виде числа 7. Метод LZW, так же, как и RLE, лучше действует на участках однородных, свободных от шума цветов, он действует гораздо лучше, чем RLE, при сжатии произвольных графических данных, но процесс кодирования и распаковки происходит медленнее.
Чересстрочный GIF
Формат GIF допускает чересстрочное хранение данных. При этом строки разбиваются на группы, и меняется порядок хранения строк в файле. При загрузке изображение проявляется постепенно, в несколько проходов. Благодаря этому, имея только часть файла, можно увидеть изображение целиком, но с меньшим разрешением.
В чересстрочном GIF’е сначала записываются строки 1, 5, 9 и т. д. Таким образом, загрузив 1/4 данных, пользователь будет иметь представление о целом изображении. Вторым проходом следуют строки 3, 7, 11, разрешение изображения в браузере ещё вдвое увеличивается. Наконец, третий проход передаёт все недостающие строки (2, 4, 6…). Таким образом, задолго до окончания загрузки файла пользователь может понять, что внутри и решить, стоит ли ждать полной загрузки изображения. Чересстрочная запись незначительно увеличивает размер файла, но это, как правило, оправдывается приобретаемым свойством.
Анимированные изображения
Формат GIF поддерживает анимационные изображения. Фрагменты представляют собой последовательности нескольких статичных кадров, а также информацию о том, сколько времени каждый кадр будет показан на экране. Анимация может быть закольцована, тогда после последнего кадра будет вновь показан первый и так далее.
TIFF
TIFF(англ. Tagged Image File Format) — формат хранения растровых графических изображений. Изначально был разработан компанией Aldus в сотрудничестве с Microsoft, для использования с PostScript. TIFF стал популярным форматом для хранения изображений с большой глубиной цвета, используется при сканировании, отправке факсов, распознавании текста, в полиграфии, широко поддерживается графическими приложениями. TIFF был выбран в качестве основного графического формата операционной системы NeXTStep, и из неё поддержка этого формата перешла в Mac OS X. Владелец спецификаций Aldus впоследствии объединилась с Adobe, владеющей в настоящее время авторским правом на эти спецификации.
Файлы формата TIFF, как правило, имеют расширение .tiff или .tif.
Сжатие
Имеется возможность сохранять изображение в файле формата TIFF со сжатием и без сжатия. Степени сжатия зависят от особенностей самого сохраняемого изображения, а также и от используемого алгоритма. Формат TIFF позволяет использовать следующие алгоритмы сжатия:
PackBits (RLE)
Lempel-Ziv-Welch (LZW)
LZ77
ZIP
H.264 (Apple)
JBIG
JPEG
CCITT Group 3, CCITT Group 4
При этом JPEG является просто инкапсуляцией формата JPEG в формат TIFF. Формат TIFF позволяет хранить изображения, сжатые по стандарту JPEG, без потерь данных.[источник не указан 82 дня]
Алгоритмы CCITT Group 3 и 4 (иногда называют Fax 3, Fax 4) предназначены для кодирования бинарных растровых изображений. Первоначально они были разработаны для сетей факсимильной связи. В настоящий момент также используются в полиграфии, системах цифровой картографии и географических информационных системах. Алгоритм Group 3 напоминает RLE, т. к. кодирует линейные последовательности пикселов, а Group 4 — двумерные поля пикселов.
EPS
EPS(Encapsulated PostScript) — расширение формата PostScript, данные в котором записываются в соответствии со стандартом DSС (Document Structuring Conventions), но при этом c рядом расширений, позволяющих использовать этот формат как графический.
Формат EPS был создан компанией Adobe на основе языка PostScript и послужил базой для создания ранних версий формата Adobe Illustrator.
В своей минимальной конфигурации EPS-файл имеет так называемый BoundingBox DSC comment — информацию, описывающую размер изображения. Таким образом, даже если приложение не может растеризовать данные, содержащиеся в файле, оно имеет доступ к размерам изображения и его preview.
Программа QuarkXPress версий 4, 5 и 6 не может растеризовать данные из EPS-файла, поэтому использует в верстке preview — уменьшенную копию всего изображения, которая хранится в EPS-файле отдельно от основных данных. Программа Adobe InDesign версий CS, CS2 и CS3 такого ограничения не имеет.
Формат используется в профессиональной полиграфии, и может содержать растровые изображения, векторные изображения, а также их комбинации.
Изображение, записанное в EPS-формате, может быть сохранено в разных цветовых пространствах: Grayscale, RGB, CMYK, Lab, Multi-channel.
Структура данных растрового EPS-файла может быть записана разными методами: ASCII-данные (текстовые данные), Binary (двоичные данные) и JPEG с различной степенью сжатия.
Preview EPS-файла также может быть создано с использованием различных методов уменьшения объёма данных: JPEG, TIFF (1/8 bit)
OBJ
OBJ — это формат файлов описания геометрии, разработанный в Wavefront Technologies для их анимационного пакета Advanced Visualizer. Формат файла является открытым и был принят другими разработчиками приложений 3D графики и может быть экспортирован/импортирован в e-Frontier's Poser, Autodesk's Maya, XSI, Blender, MeshLab, Misfit Model 3D, 3D Studio Max и Rhinoceros 3D, Hexagon, Newtek Lightwave, Art of Illusion и т. д. По большей части это общепринятый формат.
Формат файлов OBJ — это простой формат данных, который содержит только 3D геометрию, а именно, позицию каждой вершины, связь координат текстуры с вершиной, нормаль для каждой вершины, а также параметры, которые создают полигоны.
HTML
HTML (от англ. HyperText Markup Language — «язык разметки гипертекста») — стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство веб-страниц создаются при помощи языка HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузером и отображается в виде документа, в удобной для человека форме.
HTML является приложением SGML (стандартного обобщённого языка разметки) и соответствует международному стандарту ISO 8879.
Версии
- RFC 1866 — HTML 2.0, одобренный как стандарт 22 сентября 1995 года;
- HTML 3.2 — 14 января 1997 года;
- HTML 4.0 — 18 декабря 1997 года;
- HTML 4.01 (изменения, причём более значительные, чем кажется на первый взгляд) — 24 декабря 1999 года;
- ISO/IEC 15445:2000 (так называемый ISO HTML, основан на HTML 4.01 Strict) — 15 мая 2000 года.
- HTML 5 — в разработке.
Официальной спецификации HTML 1.0 не существует. До 1995 года существовало множество неофициальных стандартов HTML. Чтобы стандартная версия отличалась от них, ей сразу присвоили второй номер.
Версия 3 была предложена Консорциумом всемирной паутины (W3C) в марте 1995 года и обеспечивала много новых возможностей, таких как создание таблиц, «обтекание» изображений текстом и отображение сложных математических формул. Даже при том, что этот стандарт был совместим со второй версией, реализация его была сложна для браузеров того времени. Версия 3.1 официально никогда не предлагалась, и следующей версией стандарта HTML стала 3.2, в которой были опущены многие нововведения версии 3.0, но добавлены нестандартные элементы, поддерживаемые браузерами «Netscape» и «Mosaic».
HTML версии 4.0 содержит много элементов, специфичных для отдельных браузеров[источник не указан 90 дней], но в то же время произошла некоторая «очистка» стандарта. Многие элементы были отмечены как устаревшие и нерекомендованные (англ. deprecated). В частности, элемент font, используемый для изменения свойств шрифта, был помечен как устаревший (вместо него рекомендуется использовать таблицы стилей CSS).
Начиная с 2004 года сообществом WHATWG ведётся разработка HTML версии 5.